Холодный сезон — время, когда обеспечение безопасности на дороге становится особенно ответственной задачей. И ключевой вопрос в ее решении: какую зимнюю резину выбрать? На рынке представлено множество моделей зимних шин двух типов: шипованные и фрикционные, чаще называемые липучками. У каждого типа свои преимущества и особенности, которые проявляются в определенных условиях. Зная их, проще определиться, какие зимние шины лучше подойдут для ваших потребностей и погодных условий.
Прежде всего давайте закроем вопрос, зачем нужны зимние шины. Некоторые водители предпочитают ездить на так называемой всесезонке — шинах с маркировкой All Season, AS, All Weather, 4 Seasons или М+S. Такие покрышки часто идут в заводской комплектации автомобиля. Казалось бы, зачем что-то менять, если сам производитель установил универсальные шины? Да и в законе нет оговорок, что ездить на всесезонной резине нельзя (есть только запрет на использование летней резины зимой, и наоборот).
Однако следует знать, что всесезонка сохраняет свои эксплуатационные свойства только в умеренных температурных условиях без экстремальных осадков. При температуре ниже -10 °С и выше +20 °С всесезонная резина на дороге ведет себя непредсказуемо. Если учесть, что средняя минимальная температура по всем регионам России составляет -24°C, становится понятно, почему езда на всесезонке так опасна, особенно в Сибири.
Использование специальной зимней резины в холодное время года необходимо для обеспечения безопасности и комфорта во время вождения. Зимние шины дают более стабильное сцепление с дорогой, улучшают управляемость автомобиля и снижают риск аварийных ситуаций.
Шипованные зимние шины на поверхности имеют специальные металлические шипы с основанием внутри протектора. Они предназначены для улучшения сцепления с дорожным полотном при движении по заснеженным и обледенелым дорогам. Во время езды шипы врезаются в лед или снежную кашу, обеспечивая лучшее схватывание и уменьшая риск пробуксовки или схода с дороги. Протектор шипованных зимних шин также имеет специальные ламели — мелкие насечки на блоках протектора. Они препятствуют налипанию снега и улучшают маневренность.
К преимуществам шипованной резины можно отнести:
• Надежное сцепление с дорогой — шины с шипами позволяют преодолевать снежные и ледяные участки дороги, обеспечивая хорошее сцепление с поверхностью;
• Улучшенная проходимость — шины с шипами позволяют проехать по глубокому снегу и обледенелым дорогам, где другие типы шин теряют сцепление;
• Сокращенный тормозной путь — шипованные шины обеспечивают лучшую тормозную эффективность на скользкой поверхности, что уменьшает риск аварий.
Особенности конструкции шипованных шин сопряжены с некоторыми нюансами, о которых также следует знать:
• Повышенный уровень шума и вибрации — при движении по укатанной дороге или асфальту езда на шипованной резине может быть слегка некомфортной;
• Характерный износ — если машина эксплуатируется в городе, где зимой постоянно чистят дороги, и ездить приходится преимущественно по чистому дорожному полотну, шипы могут расшатываться и терять свою эффективность.
Во многих стран Восточной Европы ездить на шипах запрещено, поскольку движение по голому асфальту на шипованной резине приводит к повреждению дорожного полотна. В России ограничений на использование шипованных шин нет. Водители могут принимать решение, стоит ли покупать резину с шипами, на свое усмотрение.
У фрикционных шин нет шипов, их устойчивость на дороге обеспечивается за счет специального состава резины с высоким коэффициентом трения и особой конструкции протектора. При движении они будто прилипают к наледи и укатанному снегу, цепляются за неровности дороги. За это свойство их называют липучками. Протектор шин-липучек обычно имеет грубый и глубокий рисунок, который позволяет эффективно удерживать снег, лед и воду. Этот рисунок может включать широкие блоки протектора с выступами, желобки и пазы для эффективного отвода воды и снега.
У липучек есть свои преимущества:
• Морозостойкость — фрикционные шины имеют специальные добавки в резиновом составе, они помогают снизить жесткость резины, что позволяет шинам сохранять эксплуатационные свойства в сильные морозы;
• Устойчивость на сырой поверхности — особая комбинация канавок и ламелей отводит лишнюю влагу с поверхности шины, благодаря чему обеспечивается стабильность на дороге;
• Подходят для межсезонья — липучки более адаптивны к нестабильным погодным условиям, их можно устанавливать при первых заморозках и менять на летние в конце весны.
Что может удерживать от выбора в пользу липучек:
• Увеличенный тормозной путь — в тестах на укатанном снеге и льду липучки показывают более длинный след при торможении, чем шипованные колеса, что может быть критично в определенных ситуациях на дороге;
• Нестабильность при резких маневрах — фрикционные шины требуют осторожности и аккуратного вождения, так как не обладают таким же высоким уровнем сцепления, как шипованные шины.
В России фрикционные шины чаще выбирают жители юга и европейской части.
Выбор между шипованными и фрикционными шинами зависит от условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Шипованные шины идеально подходят для зимней езды в условиях частых сильных снегопадов и наледи, но шум и вибрации могут доставлять дискомфорт. Липучки обеспечивают достаточно хорошее сцепление на сухих и мокрых дорогах, но не так стабильны на укатанному снегу и льду, как шипованные.
Если вы живете в регионе с суровыми зимними условиями, где большая часть сезона сопровождается снегопадами и гололедицей, шипованные шины могут быть предпочтительнее. Если же вы живете в регионе с мягкой зимой, шины-липучки могут быть лучшим вариантом.
При выборе также важно учитывать стиль вождения, особенности местности и наиболее частые сценарии поездок (в городе, за городом, по трассе).
Читайте также: «Как выбрать зимние шины».
Вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам шинных центров «ЗАПАСКА» или операторам контактного центра по телефону 8-800-222-54-54. Мы поможем выбрать зимние шины с учетом предполагаемых условий эксплуатации и характеристик, совместимых с моделью автомобиля.