Развал-схождение или сход-развал — это комплексная процедура, которая включает в себя несколько видов работ по регулировке углов установки колес автомобиля. Со временем при эксплуатации транспортного средства углы установки колес отклоняются от нормы. Это влияет на управляемость авто, расход топлива и равномерность износа шин. С помощью специального оборудования в шинных сервисах «ЗАПАСКА» колеса выставляют в правильное положение относительно друг друга и несущих элементов подвески.
Угол между плоскостью колеса и вертикальной прямой называется развалом. Различают три типа развала, которые допустимы для разных типов транспортных средств:
• Положительный развал — когда верхние точки колес наклонены наружу относительно нижних. Этот тип развала обычно встречается в грузовых автомобилях, так как увеличивает устойчивость при перевозке тяжелых грузов.
• Отрицательный развал — когда верхние точки колес наклонены внутрь относительно нижних. Такой развал обычно используется в спортивных автомобилях для улучшения управляемости при высоких скоростях и резких поворотах.
• Нулевой или нейтральный развал — когда колеса установлены в строго вертикальном положении. Это наиболее распространенный вид развала для большинства легковых автомобилей.
Сходом называют угол между продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса. Этот угол также может быть положительным (колеса смотрят наружу автомобиля), отрицательным (колеса смотрят внутрь автомобиля) или нулевым (колеса параллельны друг другу).
Регулярная проверка и корректировка этих углов необходима для правильной эксплуатации автомобиля.
Неправильный сход-развал автомобиля может иметь несколько опасных последствий:
• Неравномерный износ шин. Если углы установки колес не отрегулированы, во время движения создается дисбаланс давления, шины изнашиваются неравномерно, их срок службы сокращается.
• Ухудшение устойчивости и управляемости. Неправильный сход-развал чреват проблемами со сцеплением на дороге. Автомобиль будет сложнее контролировать при поворотах и на неровной дорожной поверхности. Это может привести к аварийной ситуации.
• Быстрый расход топлива. Из-за неправильной регулировки развала и схождения увеличивается трение между шинами и дорогой, и для движения автомобилю требуется больше энергии. Это приводит к повышенному расходу и дополнительным затратам на топливо.
• Повреждение подвески. Если углы развала и схода выставлены некорректно, на подвеску автомобиля приходится дополнительная нагрузка. Это может привести к поломкам различной степени серьезности, повлечь за собой необходимость в ремонте или замене дорогостоящих деталей.
• Ухудшение тормозных характеристик. Вождение автомобиля с нарушенным сход-развалом существенно повышает вероятность ДТП. Это может быть особенно опасным в ситуации экстренного торможения.
В целом нарушенный сход-развал автомобиля негативно сказывается на производительности, управляемости и безопасности. Поэтому регулярная проверка и настройка сход-развала является важной частью технического обслуживания автомобиля.
Имеет смысл записаться на развал-схождение, если при эксплуатации автомобиля вы заметили один или несколько тревожных звоночков. Перечислим примеры:
• Автомобиль уводит в сторону. Если при движении по ровной дороге автомобиль самопроизвольно начинает отклоняться от курса, и приходится постоянно подкручивать руль, вероятно, причина в неправильном положении колес.
• Шумы и вибрации. Необычные звуки и потряхивания при движении могут быть также обусловлены неправильной установкой колес.
• Смещенное положение руля. Если при ровно стоящих колесах припаркованного автомобиля руль наклонен влево или вправо, это прямой знак, что колеса выставлены неверно.
• Неравномерный износ резины. Если при визуальном осмотре очевидно, что протектор шин стирается неравномерно, не нужно ждать более удобного случая, чтобы записаться на сход-развал.
• Изменение курса при отпускании руля. В безопасных дорожных условиях на ровной дороге попробуйте отпустить руль и посмотреть, отклоняется ли машина в сторону. Если да, вероятная причина — неправильный сход-развал.
• Неустойчивое поведение руля. Если автомобиль стал хуже держаться на дороге, особенно в поворотах, это также может указывать на нарушение углов сход-развала.
• Неудачный маневр на дороге. Если на скорости вы заехали в яму или наехали на кочку, скорее всего, это сказалось на положении колес. Даже если инцидент кажется незначительным, и вы не ощущаете изменений в поведении автомобиля на дороге, лучше перестраховаться и обратиться в сервис.
• Попадание в ДТП. Любое столкновение, даже если оно было незначительным, может повлиять на углы схода-развала. После любого ДТП стоит проверить их состояние.
Отсутствие перечисленных признаков не освобождает водителей от необходимости проводить процедуру сход-развала с некоторой периодичностью.
Опытные водители регулярно обращаются в специализированные автосервисы, чтобы настроить правильный сход-развал. Планово это стоит делать в следующих случаях:
• По пробегу. Большинство производителей автомобилей рекомендуют делать проверку и регулировку сход-развала каждые 10-15 тысяч километров пробега. Но это необходимое условие, а не достаточное. Если вы чувствуете, что автомобилем стало сложнее управлять, не ждите накопления пробега.
• Сезонно. Переход с одного типа шин на другой может изменить характеристики управляемости автомобиля, и его поведение на дороге будет отличаться. Поэтому, как правило, процедуру проводят наряду с заменой летних шин на зимние, и наоборот.
• После ремонта. Если вы только что поменяли подвеску, амортизаторы, рулевое управление или другие подвижные элементы, то обязательно нужно проверить сход-развал. Ремонт и замена этих компонентов может значительно повлиять на управляемость автомобиля.
Самостоятельно пытаться регулировать углы установки колес в гараже не стоит — даже мелкие ошибки и неточности могут привести к серьезным последствиям.
Развал-схождение автомобиля в шинных сервисах «ЗАПАСКА» проводится с помощью специального оборудования. Общий порядок проведения процедуры следующий:
1. Подъем и фиксация. Автомобиль поднимается на подъемнике или специальной платформе, колеса фиксируются, чтобы исключить их движение во время настройки.
2. Измерение начальных параметров. С помощью специальных инструментов и датчиков измеряются начальные значения схода, развала и других параметров ходовой части автомобиля. Эти значения сравниваются с рекомендациями производителя автомобиля.
3. Регулировка схода-развала. Если измеренные значения отличаются от рекомендуемых, производится регулировка. Регулировка может включать в себя изменение положения рулевых тяг, регулировку шарниров, регулировку углов наклона и регулировку углов поворота колес.
4. Повторное измерение. После регулировки схода-развала проводится повторное измерение всех параметров. Если значения в пределах рекомендаций, настройка считается завершенной. Если значения все еще отличаются от рекомендуемых, то регулировка повторяется до достижения необходимых значений.
5. Проверка и настройка углов поворота колес. После того как сход-развал настроен, проводят замеры углов поворота колеса при повороте руля. В случает отклонений от рекомендуемых значений они могут быть отрегулированы.
6. Завершение настройки. После проверки и настройки всех параметров ходовой части процесс считается завершенным, автомобиль спускают с подъемника.
Специалисты шинных сервисов «ЗАПАСКА» знают все тонкости настройки сход-развала для разных типов автомобилей. В их распоряжении инновационная техническая база и профессиональные инструменты. Вы можете быть уверены, что процедура будет проведена качественно, с учетом рекомендаций производителя для вашей модели автомобиля.
Записаться на развал-схождение можно по телефону 8-800-222-54-54. Услуга доступна в шинном сервисе «ЗАПАСКА» на Станционной, 60 к1а.
Читайте также: «Как выбрать зимние шины».