Тип привода указывает на то, какие колеса приводятся в движение за счет мотора, а какие движутся по инерции. Переднеприводные автомобили — наиболее распространенная категория, в них основной крутящий момент приходится на колеса передней оси. Передний привод обычно дешевле в производстве, так как его конструкция более компактна и проста. Заднеприводные автомобили часто имеют более сложную конструкцию, поэтому обходятся автопроизводителям дороже. И то, и другое справедливо сказывается на рыночной стоимости автомобиля.
В автокаталогах и обучающих видео иногда можно встретить обозначения FWD (Front Wheel Drive) для переднеприводных и RWD (Rear Wheel Drive) для заднеприводных автомобилей. Помимо этих двух типов, существуют автомобили с полным приводом. Они в свою очередь делятся на AWD (All Wheel Drive) с автоматически подключаемым полным приводом, Full-time 4WD (Four Wheel Drive) с постоянным полным приводом и Part-time 4WD c управляемым полным приводом.
Выбор автомобиля с конкретным типом привода зависит от бюджета на покупку, типа дорог, на которых автомобиль будет эксплуатироваться, а также потребностей и индивидуальных предпочтений владельца в управляемости и проходимости. У каждого есть свои особенности. Но для понимания механики движения автомобиля важно для начала разобраться с передним и задним приводом, иметь хотя бы базовое представление о поведении автомобиля в зависимости ведущей оси.
В отличие от заднеприводного автомобиля, колеса которого толкают автомобиль перед собой, у переднеприводного авто ведущие колеса тянут его за собой. При этом передние колеса еще и управляемые. Сила тяги прикладывается в направлении поворота колеса. Из-за этого транспорт с передним приводом более устойчив на дороге. Ощутить значительную разницу в управляемости авто с передним и задним авто можно в следующих ситуациях:
заезд на крутую горку — здесь заднеприводный автомобиль имеет существенное преимущество из распределения веса на заднюю ось;
затрудненные условия движения — сильный дождь, снегопад и гололед создают дополнительное сопротивление движению и ухудшают видимость, именно в таких условиях проявляется характер авто;
возникновение заноса — действия, которые нужно предпринять для выхода из заноса на переднем и заднем приводе, различаются, о них мы расскажем в следующей части.
Есть мнение, что передний привод более предпочтителен для зимнего вождения, так как обеспечивает лучшую управляемость и сцепление на скользкой дороге. С другой стороны, заднеприводные автомобили более устойчивы при подъеме и разгоне, особенно на мокрой или гравийной дороге, а также показывают лучшую динамику на прямых участках. Наличие антиблокировочной системы (ABS) или системы стабилизации (ESP), а также правильно подобранные шины могут существенно улучшить управляемость и безопасность вождения в затрудненных условиях.
Читайте также: «Шипованная или липучка: какая зимняя резина лучше?»
Заносы — это непредвиденные потери сцепления между колесами и дорогой, которые делают движение автомобиля резким и опасным. В такой ситуации легко растеряться и стать виновником аварийной ситуации на дороге. Неслучайно в автошколах требуют знать наизусть порядок действий при заносе в зависимости от типа привода. Но одно дело выучить правильные ответы в тестах ПДД, а другое — понимать, как их применять. Важно действовать быстро. На счету каждая доля секунды, которая может стоит жизни вам, пассажирам и другим участникам движения.
Для начала вспомним и разберем порядок действий по ликвидации заноса на автомобиле с задним приводом.
Первое, что необходимо сделать — уменьшить нажатие на педаль газа. Некоторые инструкторы рекомендуют и вовсе убрать ногу с педали. Как правило, это происходит самопроизвольно, но в отличие от ситуации с передним приводом этот момент не приходится контролировать. Благодаря этому на задних колесах появится тормозное усилие. Они потянут автомобиль назад, траектория автомобиля начнет выравниваться.
Как только автомобиль начнет выравнивать ход, необходимо быстро, но плавно повернуть руль в сторону заноса. Если заднюю часть автомобиля тянет вправо, то и руль нужно вращать в правую сторону. Так вы выправите траекторию движения и стабилизируете автомобиль. При этом очень важно не перекрутить руль слишком сильно. Иначе вместо того, чтобы стабилизироваться, автомобиль начнет уходить к обочине, и занос только увеличится. Чтобы этого не произошло, в самом начале заноса руль нужно повернуть ровно настолько, чтобы передние колеса были параллельны обочине.
Последнее, что важно помнить водителю заднеприводного автомобиля: в начале заноса недопустимо применять торможение. Оно лишь приведет лишь к усилению заноса. Преодолев занос, плавно возвращайте ногу на педаль газа и продолжайте движение.
Теперь рассмотрим порядок ликвидации заноса на переднеприводном автомобиле.
В отличие от заднего привода, здесь важно не отпускать педаль газа, а наоборот, увеличить нажатие на газ. Это необходимо для того, чтобы на ведущих передних колесах появилась так называемая тяга. Благодаря этой тяге передние колеса начнут вытягивать за собой заднюю часть автомобиля, и автомобиль начнет стабилизироваться.
Далее, не отпуская педали газа, следует плавно, но быстро повернуть руль в сторону заноса и окончательно выровнять траекторию движения автомобиля. Как и в случае с заднеприводным автомобилем, во время заноса нажимать на тормоз нельзя. При выходе из заноса следует вернуть руль в прямое положение и продолжить движение.
Грубая ошибка, которую часто допускают водители переднеприводных автомобилей: в момент заноса инстинктивно отпускают педаль газа. Это приводит к тому, что на передних колесах появляется тормозное усилие, из-за которого едва начавшийся занос развивается еще быстрее, и автомобиль разворачивает вокруг оси. Вы наверняка видели, как это происходит, на видео с ДТП. Чтобы не допустить такого развития событий, важно нажать на газ.
Самый важный совет: поддерживайте безопасную скорость и дистанцию, особенно в плохих погодных условиях. Правильная реакция и предвидение возможных ситуаций помогут избежать заносов и повысить безопасность на дороге. Если у вас возникают проблемы с управляемостью автомобиля на регулярной основе, рекомендуем обратиться к специалистам для проверки и настройки подвески и рулевого управления.
Читайте также: «20 зимних советов для водителей».