Производители шин предлагают множество вариантов их конструкции. Чтобы понимать, как особенности строения шин влияют на их характеристики, важно знать, что они из себя представляют. Предлагаем взглянуть на условную шину для легкового авто в разрезе и разобрать ее по частям. Будет интересно!
В изготовлении шин используются различные комбинации материалов. Базовый набор составляют:
Синтетический или природный каучук — основной материал резиновой смеси, из которого состоит внешний слой шины. Этот же материал используется для соединения промежуточных слоев.
Синтетические и природные масла — добавляются в резиновую смесь для улучшения характеристик шин, таких как сцепление, уровень шума, сопротивление качению и устойчивость к износу.
Нейлон и полиэстер — прочные текстильные волокна вплетаются в каркас шины, что обеспечивает устойчивость ее формы и препятствует деформации.
Высокопрочная сталь — различные сплавы металлов используются для усиления конструкции шины, повышения прочности и устойчивости к износу.
Вольфрам и алюминий — используется в производстве шипов для зимних шин. Из вольфрама отливают основания, а из алюминия — корпусы шипов, после чего их покрывают тефлоном для прочности.
Производители редко отходят от базового набора материалов, поскольку изготовление шин регламентируется техническими условиями на законодательном уровне. Но чтобы сохранять конкурентоспособность на рынке, нужны инновации и отличительные особенности. Как правило, они достигаются за счет различий в самой конструкции шин.
Теперь давайте разберем шину по слоям, двигаясь от внешнего к внутреннему. Здесь важно сделать оговорку, что речь пойдет о бескамерной конструкции, поскольку этот тип на сегодняшний день более распространен. Бескамерные шины устанавливают на легковые автомобили, грузовики, автобусы, мотоциклы, а также на сельскохозяйственную и строительную технику. Камерные шины еще используются на некоторых транспортных средствах, но их доля на рынке стремительно сокращается.
Протектор — наружный слой шины, непосредственно контактирующий с дорогой. Он имеет определенный рисунок, основная задача которого — обеспечить хорошее сцепление с дорожным полотном и отведение влаги из пятна контакта при дожде. Именно рисунок протектора является основной отличительной особенностью модели шин. Поэтому производители постоянно стремятся усовершенствовать конструкцию протектора, чтобы улучшить характеристики шин: сделать их более устойчивыми и отзывчивыми, понизить уровень шума и потребления топлива и т. д.
Читайте также: «Типы протектора летних шин: какой выбрать?»
Боковая стенка шины, которая обеспечивает устойчивость шины при поворотах, а также защищает корд от ударов и повреждений. На нее наносятся фирменные обозначения и элементы маркировки. Как и протектор, боковина изготавливается из резиновой смеси.
Обтекаемая часть шины между протектором и боковиной. Плечо увеличивает боковую жесткость, сохраняет баланс и обеспечивает амортизацию шины при движении по неровной дороге.
Осевой элемент шины, который сохраняет ее форму и обеспечивает жесткость. Каркас поддерживает давление внутри шины и передает нагрузку от внешних сил со стороны дороги на колесо. Он состоит из резиновой смеси и корда. В зависимости от конструкции корда, он может состоять из одного или нескольких слоев.
Корд — это внутренний слой шины, который усиливает прочность и обеспечивает устойчивость при нагрузках. Корд изготавливается из текстильных или металлических нитей. Некоторые производители используют и то и другое. Встречаются конструкции с несколькими слоями корда, как правило, расположенными по диагонали относительно друг друга. Такие шины называют диагональными, а шины с однослойными кордом — радиальными.
Промежуточный слой между протектором и каркасом, который предотвращает пробоины и разрывы. Брекер обычно изготавливается из стальной или нейлоновой проволоки и все той же резиновой смеси.
Борт — это обод, который служит основой для всей конструкции шины, обеспечивая её прочность и жесткость. К бортовым кольцом крепятся слои корда. Сами кольца изготавливают из параллельных рядов стальной проволоки и оборачивают в наполнительный шнур из прочной резины.
Внутренний слой, который отвечает за герметичность конструкции. Он сохраняет воздух внутри шины, за счет чего поддерживается внутреннее давление. Гермослой обычно изготавливают из бутилкаучука или других эластомеров.
Теперь вы знаете больше о том, что из себя представляют шины. А значит, ваш выбор будет более осмысленным. С любыми вопросами о характеристиках шин вы всегда можете обратиться к специалистам шинных центров «ЗАПАСКА». Будем рады помочь!
Читайте также: «Маркировка шин: как читать знаки на покрышках»