Аккумулятор или АКБ (аккумуляторная кислотная батарея) представляет собой устройство, которое хранит электрическую энергию в химической форме. Это наиболее распространенный тип аккумуляторных батарей, который используется в большинстве автомобилей. В тандеме с генератором АКБ обеспечивает питание всей электроники, систем зажигания и освещения, а также других устройств в автомобиле. Аккумуляторная батарея служит для хранения энергии, полученной от генератора автомобиля при движении, и дает питание электрическим устройствам, когда двигатель не работает.
Аккумуляторная кислотная батарея состоит из нескольких объединенных ячеек, каждая ячейка содержит два электрода — положительный и отрицательный. Между электродами находится электролит, который запускает химические реакции и передает электрический заряд.
Аккумулятор обычно имеет ограниченный срок службы — до 5 лет. С течением времени он теряет свою емкость и производительность. Регулярная проверка и обслуживание аккумулятора важны для обеспечения его надлежащей работы и предотвращения возможных проблем на дороге.
Зимой на АКБ приходится значительно большая нагрузка, чем в теплые дни. Низкие температуры требуют больше энергии от аккумулятора и могут существенно снизить его емкость, что в свою очередь затрудняет запуск двигателя. Большое количество энергии тратится на обогрев салона и работу других электронных устройств.
Помимо холода, свою лепту вносит и сокращенный световой день. При движении водители чаще используют световые приборы автомобиля на полную мощь. При этом генератору автомобиля может не хватать времени, чтобы зарядить аккумулятор. Это может привести к полному разряду или снижению емкости АКБ.
При длительных простоях, особенно если автомобиль остается не в гараже, а на улице, аккумулятор разряжается быстрее. При коротких поездках генератор не успевает восполнить ресурс АКБ.
Опытные водители, которые хорошо знают повадки своего автомобиля, обычно понимают, когда аккумулятор подустал. Признаками ослабленного ресурса АКБ могут быть:
затруднения при запуске двигателя — по причине недостаточного заряда аккумулятора двигатель может запускаться медленно или не запускаться вообще;
проблемы с работой электроники в автомобиле — встроенный навигатор, радио, ABS и другие устройства могут периодически отключаться или давать сбой;
слабая мощность системы освещения — фары и поворотники могут тускнеть или мигать, освещение в салоне становится слабым;
корродированные клеммы — на клеммах аккумулятора скапливаются окислы, проявляется коррозия, что может приводить к ослаблению или потере контакта;
деформация или вздутие корпуса — если АКБ выглядит деформированной, это прямое указание на повреждение ее внутренней структуры;
старый аккумулятор — если аккумулятор старше 3-5 лет, он почти наверняка требует подзарядки или замены.
Если есть подозрение, что у вас возникли проблемы с АКБ автомобиля, рекомендуется обратиться в специализированный сервис для проведения диагностики и необходимых ремонтных работ.
Предупредительная проверка аккумулятора позволяет убедиться, что его емкость достаточна для надежной работы в холодные дни. Есть несколько методов, как проверить аккумулятор автомобиля. Перечислим их, двигаясь от простого к сложному.
Проверьте аккумулятор на наличие видимых повреждений, коррозии или протечек электролита. Убедитесь, что все клеммы и соединения плотно закреплены. Некоторые производители предусматривают индикаторы заряда на крышке АКБ, по которым можно судить о ее состоянии. Зеленый индикатор означает полный заряд, серый или белый — частичную потерю мощности, черный — полную разрядку.
Можно использовать любой прибор для измерения постоянного напряжения. Полностью заряженный аккумулятор дает напряжение 12,7–12,9 В. Если значение ниже 12,7 В, скорее всего, аккумулятор разряжен или поврежден.
В зависимости от конструктивных особенностей АКБ, проверка уровня электролита может производиться по-разному. В конструкции некоторых аккумуляторов предусмотрены специальные индикаторы и шкалы на корпусе. В других нужно снимать крышку и погружать специальные измерительные трубки. Уровень электролита должен соответствовать указанным меткам.
(!) Настоятельно не рекомендуем пытаться делать это самостоятельно: в составе электролита присутствует серная кислота, без знания всех нюансов техники безопасности высок риск вреда здоровью.
Для снятия показаний под нагрузкой необходимо использовать специальный прибор — нагрузочную вилку. Минимальное напряжение нагруженной батареи должно быть не менее указанного в паспорте прибора. Если напряжение под нагрузкой падает ниже этого значения, это указывает либо на разряженность, либо на дефект АКБ.
Если есть сомнения в состоянии аккумулятора, и вы не уверены в своих навыках, лучше обратиться в сервисный центр «ЗАПАСКА». Специалисты смогут провести подробную диагностику и предложить решение проблемы.
Важно помнить, что работа с автомобильной электросистемой может быть опасной. Например, во время зарядки аккумулятора выделяются сернистый газ и хлористые соединения кислорода, которые являются опасными для человека и могут вызывать недомогание. Лучше обратиться к специалистам, которые могут и проверить, и зарядить аккумулятор с соблюдением всех условий техники безопасности.
Если АКБ отработала свой ресурс и подлежит замене, вы можете купить аккумулятор в фирменных магазинах сети «ЗАПАСКА» или заказать онлайн.
Читайте также: «Правила зимнего вождения: что важно знать перед началом сезона».