Прогрев двигателя автомобиля перед зимней поездкой важен для его нормальной работы и увеличения срока службы. Рассказываем, как правильно прогреть машину в мороз, какие типичные ошибки совершают водители, какие вспомогательные устройства можно использовать для запуска двигателя.
В двигателе есть масло, которое позволяет его деталям двигаться плавно и упорядоченно. При низких температурах оно становится густым, и от аккумулятора требуется больше мощности, чтобы прокрутить его детали в нем. Представьте стакан с водой и стакан с медом — содержимое какого из них вам будет проще мешать ложкой?
Другой причиной может быть разряженный аккумулятор. В мороз на него приходится большая нагрузка, чем при плюсовой температуре. Любой аккумулятор, если его не подзаряжать, зимой проявит свой характер. О том, как распознать капризы АКБ до того, как будет слишком поздно, мы недавно рассказывали в статье «Как проверить состояние аккумулятора перед зимним сезоном».
В алгоритме ниже мы говорим о легковом автомобиле с инжекторным двигателем, поскольку большинство современных авто оснащены ими. Исходим из того, что аккумулятор автомобиля имеет достаточный заряд, и все сопутствующие системы, связанные с запуском двигателя, работают исправно. Перечислим последовательность действий водителя:
1. Плавно запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу примерно 30-50 секунд. Это позволит маслу прогреться и распределиться по всем деталям двигателя.
2. Включите систему обогрева салона и стекол. Пока авто прогревается, у вас есть время очистить его от снега и наледи. Но не оставляйте двигатель работать на холостом ходу долгое время. Это может привести к перегреву и повреждению его компонентов, не говоря уже об излишнем загрязнении воздуха.
3. Аккуратно начните движение, избегая резкого ускорения и высоких оборотов двигателя в течение первых 2-3 минут. Это позволит двигателю постепенно нагреться и достичь оптимальной рабочей температуры.
4. Постепенно увеличивайте нагрузку на двигатель, чтобы прогреть все его компоненты, включая систему охлаждения, трансмиссию и тормоза.
Важно помнить, что прогрев двигателя автомобиля зимой не должен занимать слишком много времени. Обычно 5-10 минут достаточно для достижения оптимальной рабочей температуры. В целом, правильный прогрев двигателя автомобиля зимой включает постепенное увеличение нагрузки на двигатель, избегание резкого ускорения и высоких оборотов, а также соблюдение рекомендаций производителя автомобиля.
На самом деле алгоритм действий для запуска двигателя в сильный мороз не так уж сильно отличается от запуска двигателя при умеренной температуре за бортом. Тем не менее есть типичные ошибки, которые часто допускают начинающие водители. Расскажем, как их избежать.
Ошибка № 1. Не выжимать педаль сцепления (для автомобилей с механической коробкой передач). Когда вы заводите двигатель, не выжимая сцепление, вместе с механизмом двигателя срабатывает трансмиссия, она передает вращение от коленчатого вала к колесам. Это создает дополнительное сопротивление и затрудняет запуск двигателя. И даже когда рычаг установлен на нейтральной передаче, часть ресурса аккумулятора уходит в коробку. Выжимая сцепление, вы полностью разводите двигатель и трансмиссию, и вся мощность аккумулятора идет на прокручивание механизмов в самом двигателе. Это облегчает запуск двигателя, поэтому перед стартом необходимо выжать педаль сцепления в пол.
Ошибка № 2. Пытаться завести автомобиль сразу после включения зажигания. В этом случае двигатель не получит достаточного количества топлива и не запустится. Правильным подходом будет включить зажигание на 3-5 секунд, чтобы дать системе подкачать достаточное количество топлива насосом. Такой подход особенно важен в холодное время года. Когда автомобиль стоит несколько часов без движения, топливо густеет, опускается в бак и труднее прокачивается. Подкачивая топливо насосом в течение 3-5 секунд, вы даете системе возможность заполнить топливные линии и доставить необходимое количество топлива до двигателя.
Ошибка № 3. Удерживать ключ в замке зажигания дольше необходимого. Если запуск двигателя не произошел в течение 3-5 секунд, необходимо плавно вывести ключ в начальное положение. Более длительное удержание ключа в положении «запуск» может привести к излишнему нагреву стартера и других компонентов системы зажигания. Если двигатель не запустился, необходимо выждать некоторое время для остывания перед повторной попыткой.
Ошибка № 4. Не соблюдать достаточный временной интервал между попытками запуска. Когда двигатель не запускается с первой попытки, велик соблазн немедленно повторить попытку запуска, не давая двигателю достаточно времени для остывания. Это может привести к некачественному сгоранию топлива, перегреву стартера и других компонентов системы зажигания. Не стоит спешить: дайте двигателю 30-40 секунд для остывания. Если запустить машину не удастся после нескольких попыток с интервалами, есть смысл проверить состояние аккумулятора.
Ошибка № 5. Запускать двигатель с включенной печкой и электроникой. Когда пытаетесь запустить двигатель с включенной системой обогрева, нагрузка на аккумулятор увеличивается, так как печка потребляет дополнительную энергию. Это может снизить мощность аккумулятора и затруднить запуск двигателя. То же самое относится и к другим электронным приборам, таким как фары, обогреватель заднего стекла, радио и т. д. Все эти устройства потребляют энергию, которая необходима для запуска двигателя в холодных условиях. Поэтому рекомендуется выключить все электронные приборы перед попыткой запуска двигателя зимой. Это поможет сохранить мощность аккумулятора и увеличит шансы на успешный запуск двигателя. Когда двигатель уже запущен и нагрузка на аккумулятор снижается, можно включить печку и другие электронные приборы.
Помните, что спешка — первый враг двигателя зимой. Закладывайте достаточно времени на запуск и прогрев, чтобы поездка была комфортной для вас и бережной для автомобиля.
Чтобы запустить и прогреть автомобиль в сильный мороз, могут потребоваться дополнительные средства. Перечислим некоторые типы:
Предпусковой подогреватель двигателя — устройство, которое устанавливается непосредственно на двигатель и позволяет прогреть его до оптимальной рабочей температуры перед поездкой.
Обогреватель салона — устройство, которое монтируется в салоне автомобиля, он может быть электрическим или подключенным к системе охлаждения двигателя для передачи тепла в салон.
Подогреватель аккумулятора — устройство, которое помогает поддерживать оптимальную рабочую температуру аккумулятора и способствует облегченному запуску двигателя.
Сигнализация с функцией автозапуска — дистанционный пульт, который позволяет запустить двигатель автомобиля из дома или офиса и прогреть автомобиль, прежде чем выйти на улицу.
Для использования некоторых устройств может потребоваться дополнительная установка или модификация автомобиля. Поэтому перед покупкой и использованием любого гаджета обязательно проконсультируйтесь с профессионалами, убедитесь в совместимости с вашим авто и соблюдайте инструкцию производителя.
Читайте также: «Правила зимнего вождения: что важно знать перед началом сезона».