Протектор шин обеспечивает сцепление с дорожным полотном и отводит воду, предотвращая аквапланирование. От его состояния зависит безопасность и поведение автомобиля на дороге. Со временем протектор изнашивается, его элементы деформируются и разрушаются, ухудшая качественные характеристики шин. Поэтому важно систематически проверять глубину протектора, чтобы определить, когда пришло время замены. Рассказываем, как произвести замеры и оценить износ шин.
Чтобы оценить износ шин, важно понимать особенности их конструкции. Протектор шин состоит из следующих основных элементов:
• Блоки — выступы на поверхности шины, которые обеспечивают сцепление с дорогой. У шин разной сезонности (летних, зимних, всесезонных) и назначения (для легковых автомобилей, внедорожников или грузовиков) блоки различаются по форме и размеру.
• Ламели — тонкие насечки на блоках протектора, которые улучшают сцепление шины с дорожной поверхностью, особенно с мокрой или заснеженной. За счет ламелей резина меньше шумит, повышается комфорт и безопасность вождения.
• Канавки — узкие протоки между блоками протектора, которые служат для отвода воды, снега или грязи с поверхности шины. Канавки помогают предотвратить аквапланирование и улучшают сцепление шины с дорогой. По канавкам определяется глубина рисунка протектора шин.
• Плечи — боковые части шин, которые обеспечивают жесткость и стабильность бокового контакта с дорогой. Плечи также могут иметь дополнительные элементы для улучшения сцепления и снижения шума, такие как желобки или ребра.
• Ребра жесткости — усиленные элементы внутри протектора шины, которые придают ей жесткость и стабильность. Они помогают предотвратить деформацию протектора при нагрузке и улучшают управляемость автомобиля.
В комплексе все эти элементы формируют рисунок протектора и дополняют функции друг друга, обеспечивая оптимальное сцепление с дорогой, устойчивость и тягу.
Глубина протектора шин легко измеряется с помощью специальных инструментов или подручных средств. Перечислим используемые наиболее часто.
• Линейка или измерительная лента — простой и доступный инструмент, который можно использовать для измерения глубины протектора. Техника измерения проста: поместите линейку в канавку и измерьте глубину протектора. У этого способа есть один недостаток. Как правило, шкала простейших измерительных приборов наносится с небольшим отступом от края, и нужно учитывать эту разницу.
• Монета — популярное подручное средство для измерения глубины протектора. Для замера поместите ребро монеты в канавку и нанесите метку карандашом в том месте, где плоская сторона монеты соприкасается с краем блока протектора. Затем измерьте полученное расстояние линейкой.
• Штангенциркуль — устройство для измерения длины, глубины или толщины объектов. Чтобы измерить остаток протектора резины с помощью штангенциркуля, поместите его концы в канавки протектора, закрепите и зафиксируйте значение, указанное на шкале.
• Глубиномер или протекторомер — специальное устройство, которое позволяет оценить износ шин. Глубиномер имеет выдвижную металлическую или пластиковую плашку с нанесенной на нее измерительной шкалой. Плашка опускается в канавку протектора, и по меткам на основании можно определить глубину протектора.
Последний способ — наиболее точный. Однако в любом из перечисленных следует производить замеры в нескольких точках, поскольку шины могут изнашиваться неравномерно.
Читайте также: «7 причин износа шин: как продлить срок службы».
Для удобства водителей многие производители включают в конструкцию протектора шин индикаторы износа. Они позволяют определить степень критичности износа и вовремя отследить момент, когда резину пора менять. Такие модели шин отмечаются специальной маркировкой TWI (Tread Wear Indicator).
Индикаторы износа обычно выглядят как небольшие бугорки или полоски в протекторе. Они могут быть расположены вдоль всего обода шины или только на некоторых секторах. Если протектор стирается до уровня индикаторов, это означает, что шина изношена и требует замены. Обычно индикаторы износа отличаются от основной резины шины по цвету или составу.
Еще один распространенный вид индикаторов износа — цифры, которые вы можете увидеть на ребрах покрышек некоторых производителей. По ним можно отследить постепенный износ протектора шин. При производстве шины цифры отливаются в поверхности протектора с различной глубиной, как правило, от 8 до 2. Цифра 8 означает глубину 8 мм, каждая следующая цифра имеет меньшую глубину. По мере эксплуатации шин на поверхности протектора будет оставаться все меньше цифр. Если на шине остались видны только тройка и двойка, это уже верные признаки износа протектора, пора готовиться к замене.
Допустимая остаточная глубина протектора шин в России составляет 1,6 мм для летних шин и 4 мм — для зимних. Согласно Правилам дорожного движения, шины с остаточной глубиной протектора меньше нормы считаются изношенными и недопустимыми для эксплуатации на дорогах. Такие шины могут скользить и терять сцепление с дорожной поверхностью, что увеличивает риск возникновения аварийной ситуации. Поэтому важно регулярно проверять состояние протектора шин и в обязательном порядке менять их, если по результатам замеров остаточная глубина протектора близка к пороговому значению.
Однако для обеспечения безопасности и хорошего сцепления с дорогой рекомендуется менять шины раньше, когда глубина протектора летних шин достигает 2,5-3 мм, а зимних — 4,5-5 мм.
Если остаточная глубина протектора не соответствует норме, велика вероятность получить штраф за шины в размере 500 рублей. При этом сумма будет взиматься каждый раз, когда нарушение будет выявлено сотрудниками ГИБДД. Другие нарушения, за которые предусмотрен аналогичный штраф: эксплуатация зимних шин летом, эксплуатация летних шин зимой, установка шин разных моделей или размерности на одну ось автомобиля.
Необходимая частота проверок во многом зависит от интенсивности эксплуатации авто. Специалисты «ЗАПАСКИ» рекомендуют выполнять процедуру раз в 2-3 месяца. При этом глубина протектора шин — далеко не единственный показатель, который требует внимания. Если заметили неравномерный износ или разницу в давлении, не откладывайте — записывайтесь в ближайший шинный сервис сети «ЗАПАСКА».
Читайте также: «Развал-схождение: как часто делать процедуру».