Эксплуатация шин с высокой степенью износа может привести к ухудшению сцепления с дорогой и увеличению риска ДТП. Зная основные причины истирания протектора, можно значительно продлить срок службы шин и обеспечить безопасность вождения. Перечислим и дадим советы, как их устранить.
Неправильное давление в шинах — одна из главных причин, почему шины изнашиваются. При движении на спущенных колесах основное давление приходится на боковины шин. При избыточном давлении пятно контакта с дорожным покрытием сужается, нагрузка приходится на срединную часть шины. И в том, и в другом случае протектор шин стирается неравномерно. Со временем это может повлиять на качество езды.
Регулярно (в идеале — перед каждой поездкой) проверять давление в шинах и поддерживать его в пределах рекомендуемого диапазона, указанного производителем автомобиля. Этот параметр можно найти на табличке, которая крепится к центральной стойке в проеме водительской двери или на лючок бензобака, в зависимости от марки автомобиля.
Еще одна распространенная причина износа шин — неправильная балансировка колес. Если колеса не сбалансированы, ось вращения отклоняется от оси инерции, и распределение давления становится неравномерным. Это приводит к ощутимой вибрации колес, ухудшает отдачу руля, автомобиль может клонить в сторону во время движения.
Проверять балансировку колес при каждом шиномонтаже. Обязательно проводить балансировку после ДТП, попадания в глубокую яму или наезда на препятствие на дороге. Не будет лишним повторять процедуру каждые 15 тысяч км пробега.
Неотрегулированный сход-развал также может быть причиной ускоренного износа шин. Отрицательный сход-развал приводит к ускоренному износу внутренних боковин, а положительный — к износу внешних. Не решать эту проблему — значит ставить под угрозу не только колеса, но и подвеску автомобиля, поскольку на нее приходится повышенная нагрузка. Кроме того, это может привести к увеличению расхода топлива.
Быть внимательными к любым подозрительным признакам: машину уводит в сторону при движении, колеса шумят и вибрируют и т. п. Проводить сход-развал в специализированных сервисах. Пытаться регулировать углы установки колес самостоятельно не стоит — даже мелкие ошибки и неточности могут привести к серьезным проблемам на дороге.
Читайте также: «Развал-схождение: как часто делать процедуру».
Если установленные шины не подходят для конкретной модели автомобиля или условий эксплуатации, они очень быстро придут в негодность. Грубая ошибка (и, кстати, нарушение закона) — ездить на летней резине зимой и наоборот. И речь здесь не только о сроке службы шин, но и о безопасности на дороге. Если вы живете в Сибири, не пытайтесь идти на компромисс и устанавливать всесезонные шины — они категорически не подходят для эксплуатации в условиях континентального климата.
Подбирать шины с учетом всех параметров, рекомендованных производителем авто. Своевременно переобувать машину к сезону. Обеспечить правильные условия хранения шин вне сезона.
Читайте также: «Как выбрать зимние шины» и «Как правильно хранить шины вне сезона».
Если при резком старте из-под колес валит дым, а на дорожном покрытии остаются следы протектора, это может быть весело, но точно не продлевает жизнь резине. Резкие маневры усиливают любой дисбаланс и нагрузку. Протектор шин изнашивается очень быстро, не говоря уже о возможных последствиях подобного стиля вождения.
На каждой шине есть маркировка, в которой указана допустимая грузоподъемность и максимальная скорость. Учитывайте их при эксплуатации автомобиля, соблюдайте ПДД и будьте благоразумны по отношению к другим участникам движения.
Амортизаторы отвечают за поддержание постоянного контакта колес с дорогой, а также за поглощение ударов и вибраций. Если амортизаторы изношены или повреждены, они могут недостаточно эффективно справляться со своей функцией. В свою очередь это приводит к неправильному распределению нагрузки на шины и неравномерному износу протектора.
Если при вождении создается ощущение, будто колеса пружинят и подпрыгивают, обратитесь в сервисный центр. В плановом режиме проверять амортизаторы и стойки следует каждые 20 тысяч км, производить замену — каждые 80 тысяч км.
Как ни крути, есть объективные причины, почему шины нужно менять на новые. Неровности, ямы и другие дефекты дорожного покрытия провоцируют появление микроповреждений на поверхности шин. Чем больше таких повреждений, тем хуже сцепление с поверхностью дороги.
Ездить осторожно, по возможности избегая неровностей и ям. Регулярно проверять состояние шин на наличие трещин и порезов. Своевременно производить замену на новые.
Теперь вы знаете об основных факторах риска для шин. Добавим еще несколько советов, как продлить их срок жизни:
• будьте разборчивы при выборе маршрута — старайтесь избегать проезда по обломкам, стеклу, гвоздям и другим острым предметам, учитывайте, что менять шины на новые лучше комплектом;
• не перегружайте автомобиль — не превышайте допустимую максимальная масса автомобиля, это повышает риск проколов и порезов при движении;
• регулярно очищайте колеса — прилипшие к дискам комки грунта и камни в канавках протектора шин искажают эргономику колес, это может создавать дисбаланс при езде;
• меняйте колеса местами — на переднеприводных авто передние колеса изнашиваются быстрее, при повторной установке сезонных шин имеет смысл поставить их на заднюю ось;
• обращайтесь к экспертам — специалисты шинных сервисов «ЗАПАСКА» помогут выявить и устранить потенциальные проблемы, которые могут повлиять на состояние шин, а также подобрать новые шины с учетом характеристик авто, сезона и условий эксплуатации.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете продлить срок службы шин и предотвратить преждевременный износ.